Иллюстрированный самоучитель по WEB-графике

         

Alert


Этот метод позволяет выводить окно сообщения с кнопкой ОК.

alert("Привет!")

Рис. 684.



Confirm


Выводит окно сообщения с кнопками ОК и Cancel. Возвращает True, если нажата кнопка ОК, и False, если нажата кнопка Cancel.

confirm ("Вы хотите закончить работу?")

Рис. 685.



Другие операторы




Оператор Значение
+ Сложение
- Вычитание
* Умножение
Уменьшение на 1
& или AND Поразрядное логическое И
|или OR Поразрядное логическое ИЛИ
^ или ХО Сложение по модулю 2
<< Сдвиг на один разряд влево
/ Деление
% Деление по модулю
++ Увеличение на 1
>> Сдвиг на один разряд вправо
>>> Сдвиг вправо с заполнением нулями
&& Логическое И
I Логическое ИЛИ
! Логическое НЕ



занимает одну



Оператор Значение
// Комментарий — занимает одну строку
/*

*/
Комментарий — занимает несколько строк

Объект Arguments


Объект Arguments — список (массив) аргументов объекта Function.

Свойство Описание
length Целое число, определяющее количество аргументов, необходимых вызванной функции



Объект Array


Объект Array определяет метод создания массивов и способ работы с ними. Для создания нового массива используется такая конструкция:

x=new ArrayO; // создание нового массива

x=new Array(lO); //создание массива из 10 элементов

// создание массива и одновременно заполнение его значениями

x=new Array("Мурка", "Васька", "Толстопуз",."Барсик");

Свойство Описание
length Целое число с возможностью изменения, указывающее количество элементов массива
Метод Описание
join ( [строка] ) Возвращает строку, содержащую все элементы массива, строка в скобках — необязательный разделитель
reverse () Изменяет на обратный порядок следования элементов
sort ([функция]) Сортирует массив; если в скобках указана функция — по результатам ее вычисления



Объект Boolean


Объект Boolean предназначен для хранения простых значений типа да/нет, true/false. Чтобы создать новый объект типа Boolean, используется такой синтаксис:

MyAnsver=new Boolean([ значение});

Если значение равно 0, null, пропущено или является пустой строкой, новый объект будет иметь начальное значение false. Все другие значения этого аргумента, включая строку false, приведут к созданию объекта, имеющего значение true.

Метод
Описание
toStrlng() Возвращает значение объекта как строку true или false
valueOf() Возвращает численное значение объекта



Объект Date


Объект Date поддерживает метод для работы с датами и временем в JavaScript. Новые экземпляры объектов Date создаются так:

newDateObject = new Date([значение])

Значение — необязательные установки даты и времени для нового объекта. Если они не заданы, используются текущие дата и время. Значение может иметь такой вид:

миллисекунды — начиная с полуночи по Гринвичу 1 января 1970 года;

год, месяц, день (например, 1997,0,27 — 27 января 1997);

год, месяц, день, часы, минуты, секунды;

месяц день, годчасы:минуты:секунды (например, September 23,1997 08:25:30).

Метод Описание
getDate ( )

Возвращает число месяца как целое числоот 1 до 31

getDay ()

Возвращает день недели как целое число от 0 (воскресенье) до 6 (суббота)

getHours ( )

Возвращает часы как целое от 0 до 23

getMlnutes ( )

Возвращает минуты как целое от 0 до 59

getMonthO

Возвращает месяц как целое от 0 (январь) до 1 1 (декабрь)

getSeconds ( )

Возвращает секунды как целое от 0 до 59

geTime ( )

Возвращает количество миллисекунд между 1 января 1970 года в 00:00:00 по Гринвичу и текущим объектом Date как целое число

getTimeZoneOf f set ( )

Возвращает разницу в минутах между местным и гринвичским временем как целое число

getYear ( )

Возвращает год без первых двух разрядов как целое число

parse (дата)

Возвращает количество миллисекунд между 1 января 1970 года в 00:00:00 по Гринвичу да- той (дата;

setDate ( значение)

Устанавливает день месяца с помощью цело- го числа значение от 1 до 31

setHours ( значение)

Устанавливает часы с помощью целого числа значение от 0 до 23

setMinutes ( значение)

Устанавливает минуты с помощью целого числа значение от 0 до 59

setMonth ( значение)

Устанавливает месяц с помощью целого числа значение от 0 до II

setSeconds ( значение)

Устанавливает секунды с помощью целого числа значение от 0 до 59

setTime ( значение)

Устанавливает значение объекта Date с помощью целого числа значение, которое отражает количество миллисекунд между 1 января 1970 года в 00:00:00 по Гринвичу

set Year ( значение)

Устанавливает часы с помощью целого числа значение, большего 1900

toGMTStringO

Преобразует данные местного времени во время по Гринвичу и возвращает как строку

toLocaleString ( )

Преобразует время по Гринвичу в данные местного времени и возвращает как строку

UTC( год, месяц)

Возвращает количество миллисекунд между 1 января 1970 года в 00:00:00 по Гринвичу и текущим объектом Date как целое число [, часы] [, минуты] [, секунды])



Объект Function


Объект Function предоставляет механизм для компиляции кода JavaScript в виде функции. Новая функция создается так:

functionName = new Function(аргумент1, аргумент2, ... код функции),

где аргумент1, аргумент2 и т. д. — аргументы для создаваемого объекта Function, а код функции — строка, содержащая тело функции. Это может быть несколько выражений JavaScript, разделенных точкой с запятой.

Свойство Описание
arguments [ ] Ссылка на массив Arguments, содержащий аргументы вызванной функции
caller Определяет функцию, вызываемую объектом Function
prototype Предоставляет способ для добавления свойств объекту Function



Объект Number


Объект Number предоставляет набор свойств, полезных при работе с числами.

Свойство

Описание

MAX_VALUE

Максимальное численное значение в JavaScript (~1,79Е+308)

MIN_VALUE

Минимальное численное значение в JavaScript (~2,22Е-308)

NaN

Значение, не являющееся числом

NEGATIVE_INFINITY

Минус бесконечность

POSITIVE_INFINITY

Плюс бесконечность

Метод

Описание

oString( [основание] )

Преобразует число в десятичную системусчисления (или в число в системе по основанию основание,) и возвращает в виде строки

valueof ( )

Возвращает двоичное численное значениечисла

Объект String

Объект String дает вам набор методов для работы с текстом. Для создания объекта String используется такой синтаксис:

MyString = new String ( [значение] )

где значение - необязательный параметр: текст, представляющий собой начальное значение строковой переменной. Если это число, оно сначала преобразуется в строковый формат.

Свойство Описание
Lenth Целое число, указывающее количество символов в строке
Метод Описание
anclor ("name") Возвращает исходную строку окруженную тегами <A> и </A> с атрибутом NAME, равным name
big () Возвращает исходную строку заключенную в теги <BIG> и </BIG>
blink () Возвращает исходную строку заключенную в теги <BLINK> и </BLINK>
bold () Возвращает исходную строку заключенную в теги <B> и </B>
charAt (позиция) Возвращает символ, стоящий в позиции позиция строки
fixed ( )

Возвращает исходную строку, заключенную в тэги <ТТ> и </ТТ>

fontcolor ( " color" )

Возвращает исходную строку, заключенную в тэги <FONT> и </FONT> с атрибутом COLOR, равным color

fontsize ( " size" )

Возвращает исходную строку, заключенную в тэги <FONT> и </FONT> с атрибутом SIZE, paвным size

indexO f ( значение [ , позиция] )

Возвращает позицию первого появления строк! значение, начиная с позиции позиция

italicsO

Возвращает строку, заключенную в тэги <I> и </I>

lastlndexOf ( значение [ , позиция] '.

) Возвращает позицию первого с конца строки появления строки значение, начиная с позиции позиция

link ("href")

Возвращает исходную строку, окруженную тэгами <А> и </А>, с атрибутом HREF, равным href.

small ()

Возвращает исходную строку, заключенную в тэги <SMALL> и </SMALL>

Метод

Описание

split (разделитель)

Возвращает массив строк, созданный разделением всех встретившихся строк разделительным символом разделитель

strikeO

Возвращает исходную строку, заключенную в тэги <STRIKE> и </strike>

sub()

Возвращает исходную строку, заключенную в тэги <SUB> и </SUB>

substring (номер 1 , номер2)

Возвращает подстроку данного объекта String начинающуюся символом в позиции номер1 и заканчивающуюся символом в позиции перед номер2

sup( )

Возвращает исходную строку, заключенную в тэги <SUP> и </SUP>

toLowerCase ( )

Возвращает исходную строку со всеми символами, преобразованными в строчные

toUpperCase ( )

Возвращает исходную строку со всеми символами, преобразованными в прописные



ОбъектMath


Предоставляет набор свойств и методов для работы с математическими константами и функциями. Для их использования нужна сначала ссылка на объект Math, затем — на требуемые метод или свойство:

MyArea= Math.PI * MyRadiuS * MyRadius;

MyResult = Math.floor(MyNumber);

X=Math.sin(6.28)

Свойство

Описание

E

Постоянная Эйлера

LN10 Значение натурального логарифма числа 10
LN2 Значение натурального логарифма числа 2
LOG10E Значение десятичного логарифма экспоненты (числа е)
LOG2E Значение двоичного логарифма экспоненты
PI

SORT1_2

SORT

Значение постоянной п

Значение квадратного корня из '/2

Значение квадратного корня из 2

Метод

Описание

Abs ( число)

Возвращает модуль числа число

acos ( число)

Возвращает арккосинус числа число

as in ( число)

Возвращает арксинус числа число

a tan ( число)

Возвращает арктангенс числа число

atan2 (x, у)

Возвращает угол в полярных координатах точки

ceil ( число)

Округляет число вверх до ближайшего целого

cos ( число)

Возвращает косинус числа число

ехр ( число)

Возвращает экспоненту в степени число

floor ( число)

Округляет число вниз до ближайшего целого

log ( число)

Возвращает натуральный логарифм числа число

max ( число1 , число1 )

Возвращает большее из чисел число1, число2

mi п( число 1, число2)

Возвращает меньшее из чисел число1, число2

pow ( число 1 . число2 )

Возвращает число1 в степени число2

random ( )

Возвращает случайное число в диапазоне 0 и 1

round ( число)

Округляет число до ближайшего целого

sin ( число)

Возвращает синус числа число

sqrt (число)

Возвращает квадратный корень из числа числе

tan ( число)

Возвращает тангенс числа число



Операторы присваивания


Для присваивания значений в JavaScript используются следующие операторы:

Оператор Пример Результат
= х=у х равно у
+= х+=у х равно x+ у
= х-=у х равно x-у
*= х*=у х равно x*у
/= х/=у х равно x/у
%= х%=у х равно остатку от деления х на у

Каждый из этих операторов присваивает значение справа переменной слева. Пример:

Х=200;

Y=10;

Х+=у; // х теперь равен 210



Операторы сравнения


Оператор Значение
== Равно
!= Не равно
> Больше, чем
>= Больше или равно
< Меньше, чем
<= Меньше или равно



Переменные


JavaScript — свободный язык. Это значит, что тип переменных не нужно задавать при их объявлении. Каждая переменная может содержать значения различных типов. Очень удобно, однако вся ответственность за соблюдение типов в выражениях возлагается на программиста. Преобразование типов переменных делается автоматически, как показано в следующем примере:

х=55; //х -- числовая переменная, имеющая значение 55

у="55"; // у -- строковая переменная, имеющая значение"55"

z=l+y;

<! .. Если у -- строковая переменная, то она будет

автоматически преобразована в ближайшее целое значение так,

чтобы 1 могла быть прибавлена к ней. ->

document.write(x)

< 55 выводится на экран. Если х - целое число, а не строковая

переменная, то Javascript выполнит необходимые

преобразования. ->

n=3.1459; // назначение действительного (дробного) числа п=0785; // числа, начинающиеся с 0, - восьмеричные n=OxFA8B; // числа, начинающиеся с Ох, — шестнадцатеричные п=5.236Е-7 // экспоненциальное представление десятичного числа (с плавающей точкой)

Имена переменных должны начинаться с буквы или символа подчеркивания, второй и последующие символы имени переменной могут быть буквой, цифрой и подчеркиванием. Язык JavaScript чувствителен к регистру. Например, variable и Variable— это разные переменные. Переменная считается объявленной с момента ее упоминания в программе, так что специальных объявлений делать не нужно. Для исключения недоразумений можно использовать ключевое слово var. Например:

var x=15



СПРАВОЧНИК ПО JAVASCRIPT


Сценарий

Типы данных

Переменные

Операторы присваивания

Операторы сравнения

Другие операторы

Строковые операторы

Комментарии

Ввод/вывод

Управление выполнением программы

Встроенные функции

Встроенные объекты

Зарезервированные слова



Prompt


Выводит окно сообщения и текстовое поле, предназначенное для ввода информации пользователем. Первый аргумент в формате строки определяет текст, который будет находиться над текстовым полем. Второй аргумент — это строка, целое число или свойство существующего объекта, формирующее значение, по умолчанию отображаемое в текстовом поле. Если второй аргумент не задан, внутри текстового поля появится надпись <underlined>.

Если нажата кнопка ОК, возвращается напечатанный в поле текст, если нажата кнопка Cancel— возвращается False.

prompt("Введите ваше имя", " ")

Рис. 686.



Сценарий


Сценарий на JavaScript включается в документ с помощью тэга <SCRIPT>. Например:

<HTML>

<HEAD>

<!— заключаем сценарий в тэги комментария

<script language= "JavaScript">

... Код сценария ...

</SCRIPT>

—>

</HEAD> <BODY>

... Код HTML ...

</BODY>

</HTML>

Необходимо иметь в виду следующее:

Поместив сценарий на JavaScript в раздел <HEAD> документа, вы делаете так, что весь сценарий будет загружен до того, как потребуется его выполнить.

Код сценария должен быть заключен в тэги комментария HTML для того, чтобы старые браузеры, не понимающие JavaScript, не отображали код на экране.

Регистр букв в JavaScript имеет значение.



Строковые операторы


Оператор Значение
+ Склеивание строк
>
>=
Сравнивает строки путем сравнения кодов ASCII, начиная с правого конца
<
<=
Сравнивает строки путем сравнения кодов ASCII, начиная с левого конца



Типы данных


В JavaScript существуют такие типы данных:

string (строка ) — последовательность символов, заключенных в кавычки;

numbers (число) — целые числа и десятичные дроби;

boolean (логическое ) —True или False;

null — отсутствие данных.

Кроме того, JavaScript поддерживает специальные символы, как и C++.

Символ Функция
\n Новая строка
\t Табуляция
\f Новая страница
\b Забой
\r Возврат каретки

Вы можете не писать другие символы: нужно просто поставить перед каждым из них косую черту (\). Тем самым вы запретите браузеру их интерпретировать. Чаще всего это используется для кавычек, косой черты или для включения восьмеричного значения символа:

document.write("Здесь показаны \"кавычки\" внутри строки");

document.write("Это обратная косая черта \\");

document.write("Это символ пробела: \040.");



Управление выполнением программы


Для управления программой в JavaScript есть два способа. Первый включает в себя условные выражения, которые в зависимости от условия выполняют либо одну часть программы, либо другую. Второй способ — использование циклов.

Условные выражения

В JavaScript есть лишь одна конструкция условного выражения — Если. . то ... иначе .... Она используется для работы различных блоков кода в зависимости от условий. Синтаксис этой конструкции:

if (условие)

{ код работает, если условие выполнено

}

else

{

код работает, если условие не выполнено

};

Свойства

Часть, определяемая словом else, необязательна П Конструкция допускает вложенные условия

Если указываются одновременно несколько условий, они должны быть заключены в скобки

Ниже приведен пример:

lang=prompt("На каком языке Вы говорите?",")

if (lang=='английский')

alert("I am speake English a little")

else

{

if (1апд="русский")

alert("Я тоже говорю по-русски") else

alert("Я не говорю на этом языке") };

Заметим, что фигурные скобки нужны лишь в том случае, когда блок содержит больше одного выражения. Как и в большинстве других конструкций, они могут быть опущены, если используется лишь одно выражение. Точка с запятой в конце выражения необходима.

Циклы

for — выполняет блок кода указанное количество раз.

for (i= 0; i = 10; i++)

{

document.write(i);

while — блок кода работает, пока выполняется условие.

while (условие)

{

выполняемые команды...

}

break — выход из цикла.

х = 0;

while (x != 10)

{

n—prompt ("Введите число или нажмите "q" для выхода", "")

if (n == "q")

{

alert("Увидимся позже");

break;

continue — переход в место непосредственно за условным выражением.

х = 0;

while (х !- 1)

if (!(confirm ("Прибавить к n единицу?")))

.{continue

// следующая команда не будет выполнена

Х++;

}

alert ("До свидания!");



Встроенные функции


В JavaScript существует набор встроенных функций, доступных при выполнении кода:

Функция Описание
escape (символ) Возвращает строку в виде % XX , где XX —код ASCII символа в скобках
eval (выражение) Возвращает результат вычисления выражения

в скобках

isNaN (значение) Возвращает True, если значение в скобках не является числом
parseFloat (строка) Преобразует строку в число с плавающей запятой
parselnt (строка, основание) Преобразует строку в целое число в системе счисления с указанным основанием
typeOf (объект) Возвращает тип указанного объекта как строку, например boolean, function и т. д.



Встроенные объекты


JavaScript предлагает для работы с различными типами данных ряд встроенных объектов, каждый из которых имеет свой собственный набор свойств и методов, доступных в коде JavaScript.



Ввод/вывод


В JavaScript есть три метода ввода информации пользователем или вывода ее на экран.



Зарезервированные слова


Здесь представлены слова, которые нельзя использовать для названия функции, метода, переменной или объекта. Слова, которые не используются сейчас как ключевые в JavaScript, зарезервированы на будущее.

Abstract

boolean
break
byte
case
catch
char
class
const
continue

default

delete

do

double

else
extends
false
final
finally
float
for
function

goto

if

Implements

import

in

instanceof

int
interface

long
native

new

null

package

private

protected

public

reset

return
short

static

super
switch
synchronized
this
throw
throws
transient
true
try
typeof
var
void
while
with